Методика развития фонематических процессов у детей-билингвов с помощью дидактических игр

 

Т. С. Малютина

 

МБДОУ №17 (Россия)

 

 

 

Методика развития фонематических процессов у детей-билингвов с помощью дидактических игр

 

(из опыта работы учителя-логопеда Малютиной Т.С.)

 

фонематические процессы, фонематическая сторона речи, слуховое внимание, звуковой анализ, синтез.

  

 

Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого каждый ребенок учится воспринимать обращенную к нему речь и учится управлять своими  речевыми органами для ее воспроизводства. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения узнавания фонем,составляющих звуковую оболочку слова.

 

Формирование произносительной стороны речи - основная задача обучения детей-мигрантов, имеющая основополагающее значение  для практического овладения русским языком. Все аспекты русского языка (лексика, словообразование, грамматика) не могут быть рассмотрены вне звукового состава.

 

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к  анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

 

      Для определения основных направлений по коррекции фонематического недоразвития необходимо знать   структуру понятия  «фонематическая сторона речи», т.к. это понятие  очень объёмное, включающее в себя ряд других понятий и определений.  В литературе авторами даются следующие определения: 

 

 

 

 

Проанализировав различные методики по формированию фонематических процессов детей с нарушениями речи, была разработана технология развития фонематических процессов детей-билингвов.

 

При построении данной были использованы методики, созданные Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В., Коноваленко В.В., Коноваленко СВ., Дьяковой Н.И., Волкова Г.Л., Ткаченко Т.А.

 

Цель методики:

 

развитие фонематических процессов у детей-билингвов.

 

Задачи методики:

 

- развитие слухового внимания и слуховой памяти,

 

- формирования навыков узнавания неречевых звуков,

 

- различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу,

 

- дифференциации фонем, слогов, слов,

 

- развитие навыков элементарного звукового анализа.

 

Для решения поставленной цели и задач необходимо:

 

- создать систему дидактических игр для развития фонематических процессов у детей-билингвов;

 

- вести работу по развитию фонематических процессов планомерно в соответствии с разработанной программой воспитания и обучения и индивидуальными особенностями детей данной группы;

 

- объединить усилий учителя - логопеда, воспитателей, учителей и родителей по развитию фонематических процессов у детей.

 

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по методике формирования фонематических процессов у детей:

 

§Развитие распознавания неречевых звуков.

 

§Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

 

§Формирование фонематического восприятия.

 

Работу над развитием фонематических процессов была выстроена в тесной взаимосвязи с развитием слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти. Развитие этих процессов наряду с развитием правильного речевого дыхания, развитием чувства ритма и темпа лежат в основе подготовительного этапа к формированию фонематической стороны речи.

 

Опираясь на высказывание Л.С.Выгодского о том, что á...игра, как известно, в высшей степени активизирует ребенка к разговору и служит, таким образом, прекрасным средством коррекции и совершенствования его речиñ.  была проработана система дидактических игр по решению данной проблемы.. Все дидактические игры подбирались целенаправленно. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивали правильное произношение звуков, на что потребовалось бы вне игры много времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре была обусловлена эмоциональностью ребенка.

 

Вот перечень некоторых игр, которые были успешно использованы на каждом этапе работы по развитию фонематических процессов, ведь, как было сказано выше, только игровая форма работы дает наилучшие результаты.

 

На первом этапе - развитие распознавания неречевых звуков, проводились упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко), "Где позвонили?", "Солнце или дождик?", "Жмурки с голосом", "Кто это?", "Кто что слышит?", "Продавец и покупатель", "Узнай по звуку", "Найди игрушку".

 

Далее детям были предложены задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?); воспроизведение неречевых звуков -  хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. с разной силой, темпом, ритмом.

 

На втором этапе - развитие узнавания и дифференциации фонем на слух детям были предложены следующие упражнения:

 

v    различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;

 

v     отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

 

v    узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков.

 

Работу начинали с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращали внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произносили с интонированием, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

 

На этом этапе детей также учили различать речевые звуки, выделять их в потоке речи. Здесь были использованы такие игры: "Выдели звук", "Загадки", "Поезд", "Подскажи звук", "Какое слово задумано?", "Лягушка", "Услышишь - хлопни", "Кто больше?", "Нужное слово", "Зоркий глаз" и др.

 

Для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа при работе с гласными звуками хорошо подходят игры: "Почтальон", "Магазин", "Пропускаем мы во двор слов особенных набор", "Разбежались и собрались", "Веселый кубик", "Клад", "Подарки гостям", "Что на елочке висит?", "Цветик - семицветик", "Волшебная карусель" и другие.

 

Задачи по развитию фонематического синтеза хорошо решаются с помощью игр "Ворота", "Имена", "Что лишнее?", "Скажи, что звучит?", "Где позвонили?".

 

Часто у детей возникают трудности в восприятии слогов и слов, близких по звуковому составу, различению слогов с парными звуками, что отражается на чтении и письме. Включение в занятие игр "Нелепица", "Поезд", "Красный - белый", "Рассели картинки по домам", "Поймай рыбку" и другие - позволит решить эту задачу.

 

С целью создания единого образовательного пространства, игры на развитие фонематических процессов включались в различные виды образовательной деятельности.

 

В области "Познание" были  использованы игры "Магазин без продавца", "У кого столько же?", "Наседка и цыплята", которые кроме развития навыков формирования звукового анализа и фонетического слуха помогут закрепить понятия о количестве, счет и равенство.

 

На занятиях/уроках по физической культуре и прогулках использовались такие игры: "Чай - чай - выручай", "Тише едешь - дальше будешь", "Жмурки с голосом", различные игры с мячом. С помощью этих игр формируются первоначальные навыки анализа и синтеза, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, совершенствуется умение придумывать слова с заданным количеством звуков и слогов, активизируется словарь по теме, а также происходит развитие внимания, координации и быстроты движения.

 

На занятиях/уроках по безопасности играли в такие дидактические игры: "Светофор", "Белки и грибы", "Пожарная машина", "Поймай нужный звук хлопком", "Кто внимательнее" и другие. Задачи таких игр не только развивать слуховое внимание, фонематического слуха, обогащение словаря, но и закрепление знаний о правилах дорожного движения, об основах пожарной безопасности и о безопасности жизнедеятельности.

 

Так как фонематическое восприятие — это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе - формирование фонематического восприятия, вводились упражнения на формирование звукового анализа и синтеза. Здесь хорошо подошли следующие упражнения:

 

v    анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);

 

v    узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова.

 

Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку).

 

      Таким образом,  систематическая работа по формированию фонематических процессов  лежит в основе речевого развития ребёнка-билингва, и  имеет большое значение в процессе  овладения  письменной речью в период школьного обучения.

 

 

 

Литература:

 

1. Ванюхина Г.А. Воспитание фонетико-фонематического восприятия (биоадекватные технологии учебно-методического комплекса "Речецветик")

 

2. Дурова Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 80 с.

 

3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, дополненное и исправленное. - М.: "Гном - Пресс", 1999. - 96 с. (Опыт работы практического педагога).

 

4. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "От А до Я". -  Изд. 2-е, перераб. - М.: Издательство "Ювента", 2006. - 80с.: ил.

 

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: "Просвещение", 1988.

 

6. Созонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет) Тетрадь. Екатеринбург: ООО  "Издательский дом Литур", 2009. - 32 с.

 

7. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: "Просвещение", 1991

 

8. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: "Просвещение", 1981.

 

 

 

Write a comment

Comments: 0